|
Сладкий миф "о белой смерти".
Интересно все-таки получается: за последние 30 лет
производство сахара в мире возросло с 30 до 130 млн. Тонн, и в
течение примерно того же срока различные диетологи не устают
обзывать его "белой смертью". Кто же прав? пекари или лекари?
начнем с прописной истины. За счет углеводов удовлетворяется
половина общей энергетической потребности нашего организма,
поэтому, как бы мы ни старались заменить в нашем меню сахарный
песок или рафинад на овощи и фрукты, поедание их килограммами все
равно не может удовлетворить потребность организма в сахаре.
Слишком мало его содержится в дарах природы.
Кому грозят инфаркт, ожирение и кариес?
оптимальный состав пищи человека должен включать 50-70%
углеводов, где на долю сахарозы приходится примерно 10%. Это
около 70 г сахара в сутки, или 25 кг в год. В отличие от
сахаросодержащих продуктов (конфет, шоколада, напитков, мучных
кондитерских изделий) сахар - это практически чистая сахароза. В
нашем организме она расщепляется на глюкозу и фруктозу, которые
через кровь поступают сначала в печень, а затем к отдельным
клеткам, обеспечивая их энергией. Казалось бы, все нормально,
но...
В 60-е годы прошлого века существовало мнение, что сахароза
вызывает недостаток витамина в1 - тиамина. Однако проведенные во
франции обследования 10 тысяч пациентов выявили авитаминоз такого
типа только в 20 случаях, причем у людей, страдающих алкоголизмом
и имеющих патологические поражения всего организма.
С избыточным потреблением сахара связывали также развитие
атеросклероза и инфаркта миокарда. Но клинические исследования,
проведенные в париже и марселе, доказали, что эти заболевания
были обусловлены главным образом повышенным содержанием жира в
крови, употреблением алкоголя, курением и стрессами. Другими
словами, профилактика атеросклероза заключается в ограничении
потребления жиров, а не сахара.
Следующей причиной атаки на сахар стало утверждение, что его
потребление ведет к ожирению. И снова исследования, которые
прошли в германии, дании, италии и испании, показали, что это
неправда. Виновником набора лишнего веса опять оказались жиры.
И наконец, традиционное обвинение против сахара - это
возникновение кариеса зубов. Но и тут все оказалось не так просто
и однозначно. Дело в том, что поверхность зуба покрыта
стекловидной минерализированной тканью - эмалью. Нарушение этой
ткани может быть связано, например, с действием органических
кислот, продуцируемых микроорганизмами. Этому способствует и
образование зубного камня за счет отложения солей кальция из
слюны. Сахар же расщепляется на глюкозу и фруктозу в основном в
тонкой кишке, так что влияние органических кислот на зубы может
быть лишь частичным. Куда большее влияние на эмаль оказывают
органические кислоты, потребляемые вместе с пищей (карамель,
овощи). Поэтому лучшим способом сохранить зубы будет не отказ от
сахара, а регулярное применение фторсодержащих зубных паст и
удаление камня.
Генетические сладкоежки.
Не так давно были опровергнуты и опасения в том, что при
раковых заболеваниях ослабленные клетки в большей степени
принимают сахарозу, нежели моносахара (глюкозу и фруктозу). На
самом деле уже доказано, что клетки принимают только глюкозу, а
не сахарозу. То есть установлено, что сахар даже при потреблении
его в повышенных количествах способен отрицательно влиять на наше
здоровье только в сочетании прежде всего с жирами, которые
содержат насыщенные жирные кислоты.
Зато недостаток сахара может привести к гипогликемии
(пониженному содержанию глюкозы в крови), что проявляется в
стрессах, возбудимости и даже психических расстройствах. Кроме
того, учеными немецкого института питания г. Потсдама было
установлено, что повышенное потребление сахара с пищей никак не
способствует привыканию к нему и не заставляет человека в
дальнейшем увеличивать дозу. Предрасположенность к поеданию
сладкого или горького объясняется главным образом индивидуальными
генетическими и физиологическими факторами.
Так что утверждения о том, что сахар - это вредный для
человека продукт, носят конъюнктурный характер. Тем же, кто
сомневается в этом, напомним, что еще в 1977 году всемирная
организация здравоохранения констатировала, что сахар не вызывает
ожирения, сахарного диабета, болезней сердца, не приводит к
снижению содержания витаминов и минеральных веществ в организме.
И лишь потребление чрезмерного количества сахара может повысить
опасность возникновения кариеса.
И. Ф. Бугаенко, доктор технических наук, и. Ф. Бугаенко,
доктор технических наук, н. А. Чернышова, заместитель
генерального директора зао "рстпк".
|